Latif Khamidi – The Father of the Kazakh Waltz

Latif Khamidi – The Father of the Kazakh Waltz Хамиди Латиф Абдулхаевич (1906-1983) - композитор, педагог, народный артист Казахстана (1966), лауреат Государственной премии Казахстана (1978).

Разработчик таких жанров казахской музыки, как марш, вальс, массовая песня. Интеллектуал, интеллигент и острослов. Воспитатель плеяды высоких профессионалов в области композиции и инструментовки. Латифу Хамиди, казалось, по плечу было все. Он был мастером хоровых обработок народных казахских песен, опер и симфонических произведений, одним из авторов Государственного Гимна Казахской ССР, педагогом, дирижером и музыкально-общественным деятелем. Л. Хамиди был любимцем Алма-Атинской консерватории и Казахского драматического театра, непререкаемым авторитетом для студентов и молодых композиторов. Новинок от Хамиди ждали певцы и оркестры, режиссеры театра и кино нуждались в его композиторском чутье.
Латиф Хамиди родился 17 июля 1906 года в деревне Бували Казанской губернии, в семье бедняка. Его отец, молотобоец, скитался в поисках заработка по Кавказу, Туркестану, Донбассу. В 1913 году Латиф пошел в школу в городе Катта-Курган. Первый учитель музыки обучил его игре на мандолине. В музыкальной школе он учился в классах фортепиано и скрипки. Окончил Ташкентский институт просвещения, 1-й Московский музыкальный техникум, теоретико-композиторский факультет у профессора Б. Л. Яворского, Татарскую оперную студию при Московской консерватории.

Свои первые произведения пишет на стихи татарского поэта Мусы Джалиля. Сочиняет популярные песни и инструментальные произведения. Вместе с М. Джалилем пишет серию детских песен и хоров. Оформляет музыкальные спектакли Татарского рабочего театра в Москве.

В 1933 году Латиф Хамиди по приглашению руководства Казахского государственного театра драмы приехал в Алма-Ату и начал здесь свою творческую деятельность. В 1938 году по рекомендации Мухтара Ауэзова он руководит казахским оркестром народных инструментов. Обучает музыкантов оркестра нотной грамоте. В 1940 году Хамиди — руководитель и дирижер Казахской государственной капеллы. В этом же году он пишет «Казахский вальс» к радиопьесе С. Муканова «Два праздника». Это был первый вальс в национальной казахской музыке. Куляш Байсеитова так смело поддержала молодого композитора, так очаровательно исполнила эту свежую музыку, что вальс полюбился всему Казахстану! Яркий, задорный, гибкий, с тонкими изящными подголосками, он стал праотцом всех последующих вальсов. И сегодня практически у любого казахстанца на слуху его искристая мелодия, которая звучит и на утренниках в детском саду, и в концертных залах.

В 1942 году Хамиди работает в Алма-Атинском музыкальном училище и создает патриотические песни. В 1943 году руководит казахским народным оркестром Радиокомитета. Ему присвоено звание заслуженного артиста КазССР. В 1944 году он заведует кафедрой народных инструментов Алма-Атинской государственной консерватории. Совместно с Ахметом Жубановым пишет монументальную оперу «Абай» о жизни и борьбе великого казахского просветителя, к столетнему юбилею со дня его рождения. Опера «Абай» — одно из лучших достижений оперного искусства Казахстана. Она удачно соединила в себе две тенденции: использование народных песен и кюев и композиторскую оригинальность. В 1945 году Хамиди пишет музыку к фильму «Песни Абая»; создает песню «Булбул» («Соловей»). Эта песня-романс, одно из популярнейших произведений композитора. Его первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова. Трепещущий «Булбул» в исполнении Бибигуль Тулегеновой, услышанный единожды, не забывается никогда. В этом же году в соавторстве с Тулебаевым и Брусиловским написал музыку к гимну Казахской ССР. Латиф Хамиди награжден орденом Трудового Красного знамени, удостоен звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.

В 1947 году Латиф Хамиди и Ахмет Жубанов пишут оперу «Тулеген Тохтаров» на либретто М. Ауэзова о герое Великой Отечественной войны. Композиторы оставались добрыми друзьями всю жизнь. Латиф Хамиди говорил, что этот период сотворчества остался для него счастливым временем. В 1950 году Хамиди пишет оперу «Джамбул» о великом казахском акыне.

В жанре инструментальной музыки Латиф Хамиди творил для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета, он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав удивительные произведения для нее. Хамиди писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным фильмам и к драматическим спектаклям. Идя своим путем первооткрывателя, он переносил на казахскую почву элементы русской и мировой культуры. Пути развития казахской музыки и Латифа Хамиди совпали.

Вокальный жанр — самая важная и обширная часть творчества Хамиди. Именно через него композитор пришел к точному постижению духа и характера казахской музыки, стал родным на казахской земле. К 1933 году Александр Затаевич уже собрал и записал часть народных песен и кюев, Евгений Брусиловский пробует приложить европейские традиции к народной мелодике. Ахмет Жубанов изучает наследие композиторов прошлого Курмангазы, Даулеткирея, Сейтека. Хамиди подключился к этой работе. Одним из первых он точно записал лучшие образцы песен Абая, а также свыше 200 народных песен и инструментальных произведений, затем сделал свыше 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен! Проявив новаторство в области хоровой музыки, Латиф Хамиди создал многоголосную гармонию, естественную и органичную для хоровых произведений на основе народных мелодий. Казахские массовые песни в сочинениях Латифа Хамиди явили сплав традиций казахских народных песен и советской массовой песни, настроение их было жизнеутверждающим.

Композитором написаны более 50 песен и романсов, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. В истории музыкальной культуры Казахстана Латиф Хамиди остался и как собиратель-этнограф казахской народной музыки, и как автор учебных и музыковедческих изданий. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени.

Умер в Алма-Ате 29 ноября 1983 года. Именем Латифа Хамиди названа детская музыкальная школа №1 в городе Семей и одна из улиц в городе Алматы.

03.12.2014
18.04.2016
Sam Walton – the King of Retail Sales

“I have never been thoughtful and never lived in the past. On the contrary, incredible passion for fight has always been my distinctive quality. This feature supported me to keep my head above water, making me to live only in…

History of success
20.11.2015
Tale of Ray Charles: How an Orphan Became Prince

“I do not understand why you, sighted people, have so narrow look at the world? Open your eyes, I beg you. I am ready to absorb life like a sponge ...”We present to our readers Ray Charles – the legendary American composer…

History of success
22.07.2015
Jack Andraka – Young Genius

Jack Thomas Andraka (born January 8, 1997 in Maryland, USA) - is an American inventor and scientist. At the age of 16, he became widely known as the founder of innovative diagnostic of such oncology disease as the pancreatic…

History of success